МОУ "Мало-Каменская СОШ"
Большесолдатского р-на Курской области |
Устный журнал на тему: «Избирательное право - институт народовластия Подготовила и провела учитель обществознания МОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области Беленькова Светлана Анатольевна 2010 год 2 Цели мероприятия: показать смысл и значение выборов в современном обществе; сформировать у обучающихся осознанное понимание необходимости участия в судьбе государства; способствовать воспитанию гражданственности, активной жизненной позиции молодежи. Форма проведения: «Устный журнал» с участием депутатов местной администрации; предварительно: анкетирование старшеклассников и конкурс плакатов «Мы и выборы». Используемые материалы и оборудование: тексты Конституции РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», стенд плакатов «Мы и выборы», ноутбук, проектор, экран; презентация страниц «Устного журнала», данных статистики и результатов анкетирования; сообщения учащихся по теме «Избирательное право – институт народовластия». Эпиграф: «Только то - общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы» (Цицерон). Участники: обучающиеся 9 -11 классов, молодые педагоги, депутаты местной администрации. 3 Социологическая анкета 1. Как часто вы интересуетесь политическими событиями?
2. Как часто вы смотрите политические новости по телевизору?
3. Какие проблемы в стране вызывают у вас сейчас наибольшую тревогу?
4
6. Что для вас значат выборы?
7. Что в дальнейшем может повлиять на вашу активность в выборах?
5 Вступительное слово учителя. Дорогие старшеклассники! Вы находитесь на пороге совершеннолетия. Вам в скором будущем предстоит решать свою судьбу и судьбу нашей страны. Сегодняшнее мероприятие мы проводим для того, чтобы вы поняли, насколько важно участвовать в выборах. Еще в древности Цицерон сказал: «Только то - общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы». Выборы, как вы знаете, являются одним из существенных признаков демократии и свободы. Через выборы народ (в лице избирателей) вручает своим представителям право на осуществление власти. Тем самым реализуется представительная форма участия граждан в политике. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. Страница 1 – «Выборы – признак демократии» Ведущие: - Слово «выборы» пришло из латинского языка, где оно тоже означает «делать выбор». На выборах люди чувствовали, что у них есть право выбирать своего руководителя. И так было на протяжении тысячелетий. -Выборы — демократическая процедура, с помощью которой 6 определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). - Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. - Основы избирательной системы закреплены в Конституции РФ, которая была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г - В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. (последней конституции советского периода) она содержит Специальную главу «Избирательная система», в которой в самом общем виде закреплены основы избирательного процесса. - Избирательное право в узком смысле — это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают: - активное избирательное право — право граждан избирать; - пассивное избирательное право — право граждан избираться. - Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определенного возраста. В настоящее время в большинстве стран активным избирательным правом обладают граждане по достижении 18 лет, а в некоторых странах (Бразилия, Куба, Никарагуа) — 16 лет. - В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет) был закреплен в Конституции РСФСР 1918 года и остается таковым до сих пор.
7 Учитель. К сожалению, в нашем обществе много проблем, и как они будут решаться, многое ведь зависит и от нас, граждан, и от вас, молодежи. Нужно быть активными и неравнодушными. Тогда совместными усилиями можно многого добиться. Очень порадовали ваши ответы на социальную анкету, хотелось бы, чтобы это было искренне. Из 33 опрошенных учащихся большинство уверены в том, что они в будущем обязательно будут голосовать, и на это ничто не повлияет. 29 человек уверены в том, что с помощью выборов можно влиять на политический курс правительства. Все назвали наиболее насущные всеобщие проблемы. Но лидерами партий хотят быть совсем немногие - (7 чел.). И задачей для многих остается приучение себя смотреть и слушать новости, интересоваться политическими событиями. Это очень важно. Посмотрите на данные статистики 2007 года: /на экране/ * 7% россиян лично принимают участие в политической деятельности. * 93% - не принимают участие вообще. Постоянно занимаются организацией политических мероприятий лишь * 1% населения РФ. * 3% - от случая к случаю. * 5% - не занимаются такой деятельностью вообще. 8 * 58% населения придерживается нейтральности, ни в каких акциях принимать участие не собираются. * 16% будут принимать участие в подписании писем и петиций. * 11% собираются обратиться в СМИ с проблемами. - Какие выводы мы можем сделать из этих данных? Ведущие. - Причины политической пассивности: - Отстраненность части граждан от политики; - Ощущение, что “от меня ничего не зависит”, то есть, как бы человек не проголосовал – ничего не изменится; - Низкий уровень политической культуры; - Незнание программ партий и трудности с выбором; - Слабое и медленное освоение демократических ценностей, так как люди низко их оценивают. - Необходимо участвовать в выборах потому, что: - Этим человек показывает свое неравнодушие к судьбе страны, своего региона, города или села; - Это показатель политической и правовой культуры гражданина; - Участие в выборах – это поддержка власти, того курса, который проводится в стране; - Выборы закладывают фундамент будущего страны; 9 - Участвуя в выборах, человек чувствует причастность к жизни своего государства и народа. Страница 2 – «Институт народовластия» Выступления десятиклассников по теме «Избирательное право – институт народовластия»:
Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением воли народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно. Во-вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32). В-третьих, выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет). В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления. 10
11 муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и других органов законодательной власти. 3. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, в связи с этим институт народовластия, выражающийся в избирательном праве, является одним из важнейших конституционно-правовых институтов. Существует множество точек зрения на определение избирательного права, как института народовластия, однако большинство авторов сходятся на следующем. Избирательное право - это институт народовластия, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Формирование государственных и муниципальных органов путем выборов является одной из наиболее значимых ценностей современной цивилизации. За многовековую всемирную историю развития 12 демократических институтов в различных странах выработались определенные стандарты, соблюдение которых позволяет утверждать, что выборы достаточно точно отражают волю народа. Следует отметить, что хотя проведение выборов в органы власти было явлением достаточно распространенным практически во все исторические периоды развития государства, признание демократических принципов избирательного права стало утверждаться только в XX веке. Эти принципы воплощены в международно-правовых документах. Избирательное право только тогда начинает набирать свою жизненную силу и авторитет, когда в обществе конкурирует несколько идеологий и соответствующие им политические силы. «Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемости (ротацию) только по итогам периодически проводимых выборов». 4.Итак, предмет российского избирательного права представляет собой совокупность общественных отношений, опосредующих осуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях - иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также процедуру реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период. Такой взгляд на предмет избирательного права Российской Федерации идентифицирует его среди иных правовых образований, позволяет 13 охватить рамками его содержания весь комплекс отношений, связанных с избирательными правами граждан, отражает его роль в обеспечении конституционного режима формирования представительных институтов публичной политической власти. 5. Одним из главных принципов избирательного права является принцип всеобщего избирательного права (ст. 4 ФЗ РФ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»). Он означает, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший определённого возраста, независимо от расовой, национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образования, социального происхождения, имущественного положения и т.д. имеет право избирать (то есть пользуется активным избирательным правом) и быть избранным (пользуясь пассивным избирательным правом) в соответствующие органы государственной власти. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Нормы избирательного права установили организационные и правовые гарантии реализации гражданами указанного принципа. К числу организационных гарантий относятся: четко регулируемый нормативно-правовыми актами порядок составления списков избирателей; 14 возможность досрочного голосования избирателями, которые не будут находиться в день выборов в месте своего постоянного жительства; организация голосования по месту нахождения граждан, не имеющих возможность прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам. Осуществление принципа всеобщего избирательного права обеспечивается и мерами уголовно-правовой защиты. Норма Уголовного кодекса РФ устанавливает, что воспрепятствование путем насилия, обмана, угроз или подкупа реализации гражданином России своих избирательных прав наказывается в судебном порядке. Нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок подготовки и проведения выборов, установлены правила о несовместимости занятия определенных должностей и выполнения депутатских полномочий. Так, Конституция Российской Федерации (ст. 97) закрепляет положение, в соответствии с которым депутаты Государственной Думы не могут, находясь на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Эта же статья Конституции России, а в соответствии с ней и нормы избирательного законодательства установили, что депутат одного представительного органа власти не может быть депутатом иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Кроме того, Конституция Российской Федерации содержит дополнительное 15 ограничение: одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Следует, однако, иметь в виду, что наличие запрета на совмещение государственной службы и выполнения депутатских обязанностей само по себе не является препятствием для выдвижения кандидатуры какого-либо государственного служащего на пост депутата. В соответствии с законом лица, у которых должность или занятия несовместимы с мандатом депутата, дают письменное обязательство о прекращении соответствующей деятельности в случае избрания депутатом. Неисполнение этого обязательства влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным. Страница 3 – «Дела депутатские». Учитель. Ребята, сегодня мы имеем возможность познакомиться с деятельностью Муниципального образования «Сторожевский сельский совет», т.е. нашей местной власти. У нас в гостях депутаты сельской администрации Петина Галина Леонидовна и Мясищев Александр Григорьевич. Вы можете задать им вопросы о том, как и в чём проявляется народовластие в нашей местности. Вопросы: - Как часто проводятся заседания депутатов сельского совета? - Какие вопросы вы рассматриваете на заседаниях? - Что из поставленных задач удалось решить в этом году? 16 - Как вы реагируете на просьбы людей? - Приведите примеры, кому из жителей села вы оказали помощь - Какие меры принимаются местной администрацией по наведению порядка на улицах, в общественных местах? - Как складывается и распределяется местный бюджет? Учитель. Вы прослушали важную информацию о деятельности депутатов сельского совета и узнали о том, как решаются важные проблемы в нашей местности. В решении многих вопросов в своем селе вы можете принимать самое активное участие. Страница 4 – «Мы и выборы». Слово победительнице конкурса плакатов по предвыборной агитации ПодколзинойТамаре. Она комментирует свою работу «Голосуй умом и сердцем!» и читает стихотворение Ю. Левитанского: Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу, Дьяволу служить или пророку Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. 17 Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе! Каждый выбирает по себе Щит и латы, посох и заплаты. Меру окончательной расплаты Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя, Выбираю тоже, как умею. Ни к кому претензий не имею: Каждый выбирает для себя! Ведущие. - Итак, мы сегодня убедились в том, о чем Цицерон написал еще в древности: - Настоящим свободным и демократическим обществом мы можем назвать только то общество, в котором есть народовластие. - А предоставляет нам возможность участвовать в управлении государством - избирательное право. - Я в выборах участвовать хочу! Мне скоро 18 - буду избиратель! Голосовать бесценный опыт получу, и пусть не смотрит строго наблюдатель. 18 - Мой голос станет важным для страны, с надеждой в будущее отдаю его я. - И если хочешь изменить веление судьбы, Не стоит жизнь прожить отшельника – изгоя. - Я голосую, я уверен будут перемены! Уверен в том, что нам историю вершить! - И, чтобы не было в день выборов подмены, Должны мы все решить, в какой стране нам жить! Страница 5 – «Напутствия будущим избирателям» Приветствие от молодых учителей. Будущему избирателю. -При достижении возраста 18 лет ты получишь право участвовать в выборах. Наступит новая пора твоей жизни – пора гражданской ответственности за принятые решения и сделанный выбор. -Первое в жизни голосование – это особенно важное событие в жизни. -Ты станешь полноценным гражданином страны. -Твой выбор может повлиять на политическую и общественную жизнь в родном селе, районе, стране. -Твой голос действительно значим, он обязательно будет услышан! -Не оставайся в стороне, делай свой выбор, который тебе подсказывает твоё сердце, твоя совесть! 19 В конце мероприятия с напутственным словом к старшеклассникам выступила Мясищева Ольга Николаевна. Она подвела итог конференции, пожелала будущим избирателям огонька и задора во всех положительных начинаниях, стать настоящими, активными гражданами своей страны! |
||
[ Главная ] [ Учебный процесс ] [ Внеклассная работа ] [ События ] [ Фотоальбом ] [ Написать письмо ] |